EN LA CÁTEDRA DE FISIOPATOLOGIA DE UDN

EN LA CÁTEDRA DE FISIOPATOLOGIA DE UDN
CON VIÍCTOR FROLOV, DECANO DE LA FACULTAD DE MEDICINA

martes, 2 de agosto de 2022

[11] ВОСПОМИНАНИЯ О ЗАНЯТИЯХ ПО ФАРМАКОЛОГИИ.

ВОСПОМИНАНИЯ О ЗАНЯТИЯХ ПО ФАРМАКОЛОГИИ.


Эдгардо Рафаэль Маласпина Герра


 

1

Мы изучали фармакологию на самом медицинском факультете. Теорию нам преподавали на лекциах, а практики проходили в аудитории или лаборатории.

2

Степан Иванович Золотухин был основателем кафедры в 1964 г. и руководил ею до 1984 г.; поэтому он был нашим главным учителем по этому  предмету. Помимо заведующего кафедрой, Золотухин был председателем Фармакологического комитета Минздрава СССР, и это было для нас большой гордостью.


[Степан Иванович Золотухин]

3

Золотухин говорил очень спокойно. Он делал свои доклады без лишнего шума и, чтобы избежать монотонности своих рассказов, прибегал к любой шутке или эпизоду из истории фармакологии, чтобы пробудить наш интерес. Затем он подхватил нить своей речи.

4

Золотухин, как и все наши учителя, рассказывал нам о вкладе русских врачей и конкретно о науке, которую он нам преподавал: Пирогов был одним из первых, кто поддержал использование эфира в военно-полевой хирургии. Без Павлова не была бы разработана фармакология нервной системы. Бантинг и Бест получили инсулин в 1921 г., но русский Соболев сформулировал в 1901 г. принцип его получения.


5

Одну из самых любопытных историй он рассказал нам, когда объяснял лекарства, используемые для лечения железодефицитной анемии: выдающийся русский врач Петр Андрееевич Загорский отвергал мистические и виталистические теории в медицине. Все имеет материальную основу, говорил он. Чтобы продемонстрировать наличие железа в нашем организме, он взял определенное количество крови от коровы, выпарил жидкую часть так, чтобы остался только порошок. Затем  приложил к этой пыли магнит, который притянул какие-то частицы, явно железные.


[Петр Андреeвич Загорский]

6

Мы изучали фармакологию классическим способом. Нас учили, что рецепты надо писать на латыни, универсальном языке медицины, поэтому мы в принудительном порядке целый год учились этому языку у старого преподавателя с весьма своеобразной фамилией: “Деньгин”, который встречая нас своим ветхим кожаным портфелем и говорил крылатые фразы на латыни, которые потом переводил на русский.

7

В России рядом с аллопатической аптекой есть гомеопатическая. По мере того, как мы продвигались в наших курсах, наши учителя нередко говорили с нами о запатентованных лекарствах, а также о других из древней практики людей, называемых дополнительными лекарствами которые являются частью альтернативных методов лечения: Кукурузные рыльца при некоторых заболеваниях желчного пузыря. Антибиотики хороши при пневмонии, но лучше, если мы добавим банки, размещенные на спине больного. И давайте не будем забывать о горчицах, кровопусканиях и пиявках. В российских больницах эти зверюшки были доступны врачам для их возможного применения.


 

8


Мы изучали фармакологию по брошюрам наших преподавателей, но основной книгой была книга Харкевича с его схемами и иллюстрациями. Мы также пользовались лекарственным справочником Машковского («Лекарственные средства»).


9


 

В 80-х годах  на кафедре фармакологии нашего факультета изучалось действие лекарственных средств на свертывающую систему крови. Со временем этот спектр научных исследований был расширен под руководством Владимира Лепахина, Действительного Члена Российской Академии Медицинских Наук, опубликовавшего множество книг, в том числе учебник по фармакологии, являющийся официальным учебником для всех российских медицинских вузов. Когда мы получили диплом врача, Лепахин стал  преподавать в нашем университете и был одним из ассистентов Золотухина, прежде чем стал заведующим кафедры.

10

На одном из первых занятий по Фармакологии нам рассказали о путях введения лекарств. Парентеральный путь осуществляется с помощью стеклянного инъектора или шприца  который необходимо тщательно промыть  для повторного использования. По оканчанию, среди прочих подарков была небольшую металлическую коробочку с несколькими стеклянными шприцами, которые у меня хранятся до сих пор. Этот подарок означает, что мы врачи, которые путешествавали между двумя эпохами, потому что пластиковый и одноразовый шприц уже начали появляться в поликлиниках и больницах, превращая стеклянный в настоящий музейный экспонат или сувенир.


 

 

 


No hay comentarios:

Publicar un comentario