[1]
ВОСПОМИНАНИЯ О ЗАНЯТИЯХ АНАТОМИИ.
Эдгардо Рафаэль Маласпина Герра
1
У входа на кафедру
висит картина Рембрандта “Урок анатомии доктора Тульпа”. Над ней надпись:
”Здесь мертвые помогают живым”. Затем есть три аудитории или зала с мраморными
столами для размещения трупа. Просто оставив документ, удостоверяющий личность,
можно было просить мулажи костей, чтобы изучать
их дома.
2
Кафедра анатомии в Российском Университете Дружбы Народов
была основана профессором Диметрием Ждановым,
штатным сотрудником Академии медицинских наук Советского Союза. В то же время
Жданов, будучи президентом Международной ассоциации анатомов, руководил кафедрой
анатомии в Московском медицинском институте № 1 имени Сеченова предшественника
Павлова в исследованиях нервной системы.
В подвале находился сам морг. В группу для работы с
трупом входило не более семи студентов. Лекцие для всех, проходили в большом
амфитеатре и вела их Нина Васильевна Крылова, очень высокая, энергичная и
динамичная женщина. Однажды она подошла ко мне, погладил мою пр ическу афро и
сказалаа: это лучше, чем шапка, чтобы защитить себя от холода.
3
С благодарностью вспоминаю Эмму Мухановну, Павла
Матиевича ;Веру Павловну, занимавшуюся исследованиями по трансплантации
органов; Искренко, всегда серьезную.и строгую; Кривского, одного из
организаторов морга, который закуривал сигарету на каждом перириве.
4
На экзаменах Копейкин, молодой прподаватепь, делал надрез
скальпелем в любой части трупа и вдруг спрашивал анатомическое место, которое
он разрезал. Однажды Вера Павловна сделала выговор тому, кто надел зимнюю шапку
на голову пластиковой модели человеческого тела: “Имейте поведение в соответствии с вашим
состоянием как будущего врача, человеческое тело священно, уважайте его”. Вера
Павловна иногда просила отказать соикателю
в защите ученой степени , поскольку , он
неуважительно и бесчеловечно обращался с собаками в экспериментах.
5
Когда подошла моя
очередь подготовить мышцы, как только я сделала надрез, маленький шарик жира
подскочил к моим губам. Я плюнул и матерился по-испански.прподаватепь меня окликнул за предполагаемое хамство. Я
защищался, отрицая их, на что он ответил мне: “Не ври, по крайней мере, я
понимаю некоторые слова по-испански”.
6
Однажды Юра, русский студент, всегда пребывавший в
подавленном состоянии, на уроке анатомии
заметил у трупа старой женшины на
бедре татуировку в виде сердца и слова: “Сережа, я люблю тебя, люблю”. С тех
пор Юра стал более задумчивым, более угрюмым и бормотал, что жить очень
грустно. Поймите, - говорил он, - жизнь ничто, все кончается. Та женщина
любила, и вот она здесь, обнаженная под нашими ножами.
7
Мы изучали
анатомию по книге Привеса. Михаил Григорьевич Привес был анатомом
Ленинградского медицинского института им. И. П. Павлова, и его учебники использовались во всех медицинских вузах
СССР. Он входил в группу ученых, занимавшихся исследованием изменений в
сердечно-сосудистой системе во время космических полетов.
8
Анатомический музей имел два этажа. В нем хранились
экспонаты, препараты вформалине и кости
всех частей человеческого тела. Была галерея портретов самых выдающихся врачами в истории анатомии.
В музее также такжебыли коллекции эмбриологии, антропологии и
рентгеновские пластины, связанные с анатомией.
Искренко руководила работой с анатомическими препаратами среди студентов
и отбирала лучшие зкзамплары, чтобы оставить их на витринах. Я ходил в музей
почтительно и молча, как в храм.
9
В своей библиотеке
и нашел только брошюру Крылова по миологии. У меня было несколько таких
книжечек, которые имеют для меня большую сентиментальную ценность, но я терял
их от переезда к переезду.
10
Много лет спустя я вернулся в Москву и посетил
медицинский факультет. Зошел в один
кабинет где у нас проводились занятия. Здесь все было как и прежде,
преподователя окружала окружила группа
молодых людей в белых халатах и шапочках. На мраморном столе лежал труп,
освещенный большой потолочной лампой. На полке стояло несколько атласов и
книга. Я не уточнил, было ли это руководство Привеса . Сейчас на русский язык
переведены многие иностранные произведения, такие как “Анатомия и физиология” Фаллера.
Спросив разрешения и обратился к студентам с несколькими
словами. Спомнил что давным-давно в этом
кабинете я изучал анатомию с тем же чувством, что и они
сейчас, с чувством, которое теперь трансформировалось в благодарность и
ностальгию. Они слушали меня с большим уважением и с
удовольвием сделали Фотографию.
11
Многие поэты и философы писали об анатомии как о науке и
искусстве. В следующих строках я приведу несколько цитат.
12
Теперь у меня чтение ассоциируется с анатомией. Немецкий
врач и поэт Готфрид Бенн, проведя 200 вскрытий, превратил свой анатомический
опыт в поэтическое произведение. Его первая книга “Морг и другие стихи” (1912)
порывает с эстетическими схемами того времени. Его поэтическое произведение
имеет дело со смертью.
13
“Тот, кто не
тронут человеческой болью, не имеет чувств. Кто не философствует перед трупом,
у того нет понимания”. Эта фраза из Летаменди*, кажется, отмечает творчество
многих поэтов.
*Хосе де Летаменди (1828-1897), испанский врач.
14
Хосе Антонио Рамос Сукре* в своем ослепительном
стихотворении “Хирург” напоминает нам о жизненной функции тех, у кого больше
нет жизненных признаков:
“Я изучал анатомию под руководством Везалия и направлялся
туда, чтобы убрать трупы дворняг. Учитель настаивал на уроках опыта и не давал
мне писать диссертации и аргументы на латыни”.
“Один из противников неизвестного происхождения погиб на
дуэли. Ни в одной приходской книге не записано ни его рождения, ни его имени”.
“Он был помещен в камеру в склепе, и я пометил его для
более поздних целей как ученый”.
“Никто не мог попросить плачевные реликвии, чтобы с
любовью похоронить их. Я не выхожу из недоумения, когда вспоминаю об
обнаружении двух скелетов вместо растерзанного тела”.
* Хосе Антонио Рамос Сукре: Венесуэльский поэт
(1890-1930), авангардист и предсюрреалист.
15
В начале XIX века в России высокий представитель Министерства
просвещения потребовал отказаться от изучения анатомии на трупах, “потому что
мерзко и противно Богу употреблять человека, созданного по образу и подобию
Создателя, как анатомический препарат”.
В Казанском университете препараты по этому случаю
помещали в специальный гроб и хоронили на кладбище с соблюдением всех
необходимых похоронных обрядов (Вагнер, Раздумья о врачебном долгею 1986).
Запрет на использование человеческих трупов для
анатомических практик сохранялся до эпохи Возрождения, так как считался
оскорблением человеческого достоинства.
16
Карл Рокитанский* написал молитву для студента-медика,
чтобы он всегда помнил о состоянии существа, которое теперь служит всем после
смерти:
[Карл Рокитанский]
МОЛИТВА ТРУПУ (фрагмент)
Работая твердым
скальпелем
над неизвестным трупом,
помните, что это тело родилось от любви двух душ;
помазаннх верой и надеждой,
той, что приютила его на своей груди;
Он также улыбался
и видел одни и те же сны детей и молодых людей.
* Карл Рокитанский: Австрийский врач и философ
(1804-1878).
17
В морге мы думаем
о жизни человека, который сейчас является трупом, лежащим под скальпелем; но мы
также медитируем сами по себе и задаемся вопросом о смысле существования и о
противоречивых чувствах, которые всегда сопровождают нас. Любовь всегда
присутствует, как в известном стихотворении Фернандо Р. Сестероса*:
ЛИРИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ (фрагмент)
Мы пришли в грустный и мрачный зал,
мы открываем алые шкафы,
и мы все пошли, по холодному мрамору,
мы ставим различные серебряные инструменты.
И принесли мертвую, переполненную
юности, прекрасной и лучезарной,
как Венера,
ослепительную
и нежную, как лепесток розы.
На толстом стекле светлом и твердом,
она лежала как холодная статуя;
профессор позвал нас, и по его заклинанию,
урок начался с анатомии.
* Фернандо Р. Сестерос: Поэт-модернист (1868-1945).
18
Знаменитый и широко прославленный испанский поэт Хосе
Йерро пишет стихотворение, которое может легко отсылать нас к томографическому
исследованию или ангиографии, или, возможно, к виртопсии, той форме вскрытия
трупа с использованием передовых радиологических методов, которая позволяет
изучать труп, не вскрывая его:
Времена меняются, Рембрандт. Не нужно
ломать голову: не буйствуй.
Взять живого человека, которому без предупреждения
в вены вводят пигмент.
Контраст ни быстрый, ни неохотный,
достигает окраин мысли.
19
Однажды
путешествуя по Европе в Гааге мне
посчастливалось посетиь музей
Маурицхейсе и увидеть картину Рембрандта “Урок анатомии
доктора Тюльпа”.
No hay comentarios:
Publicar un comentario