EN LA CÁTEDRA DE FISIOPATOLOGIA DE UDN

EN LA CÁTEDRA DE FISIOPATOLOGIA DE UDN
CON VIÍCTOR FROLOV, DECANO DE LA FACULTAD DE MEDICINA

viernes, 8 de julio de 2022

ВОСПОМИНАНИЯ О ЗАНЯТИЯХ АНАТОМИИ.

[1]

ВОСПОМИНАНИЯ О ЗАНЯТИЯХ АНАТОМИИ.

 

Эдгардо Рафаэль Маласпина Герра



 

 1

 У входа на кафедру висит картина Рембрандта “Урок анатомии доктора Тульпа”. Над ней надпись: ”Здесь мертвые помогают живым”. Затем есть три аудитории или зала с мраморными столами для размещения трупа. Просто оставив документ, удостоверяющий личность, можно было просить мулажи костей, чтобы изучать  их дома.

2

Кафедра анатомии в Российском Университете Дружбы Народов была основана профессором Диметрием    Ждановым, штатным сотрудником Академии медицинских наук Советского Союза. В то же время Жданов, будучи президентом Международной ассоциации анатомов, руководил кафедрой анатомии в Московском медицинском институте № 1 имени Сеченова предшественника Павлова в исследованиях нервной системы.

В подвале находился сам морг. В группу для работы с трупом входило не более семи студентов. Лекцие для всех, проходили в большом амфитеатре и вела их Нина Васильевна Крылова, очень высокая, энергичная и динамичная женщина. Однажды она подошла ко мне, погладил мою пр ическу афро и сказалаа: это лучше, чем шапка, чтобы защитить себя от холода.

 3

С благодарностью вспоминаю Эмму Мухановну, Павла Матиевича ;Веру Павловну, занимавшуюся исследованиями по трансплантации органов; Искренко, всегда серьезную.и строгую; Кривского, одного из организаторов морга, который закуривал сигарету на каждом перириве.

 4

На экзаменах Копейкин, молодой прподаватепь, делал надрез скальпелем в любой части трупа и вдруг спрашивал анатомическое место, которое он разрезал. Однажды Вера Павловна сделала выговор тому, кто надел зимнюю шапку на голову пластиковой модели человеческого тела:  “Имейте поведение в соответствии с вашим состоянием как будущего врача, человеческое тело священно, уважайте его”. Вера Павловна иногда просила  отказать соикателю в защите ученой степени  , поскольку , он неуважительно и бесчеловечно обращался с собаками в экспериментах.

5

 Когда подошла моя очередь подготовить мышцы, как только я сделала надрез, маленький шарик жира подскочил к моим губам. Я плюнул и матерился по-испански.прподаватепь  меня окликнул за предполагаемое хамство. Я защищался, отрицая их, на что он ответил мне: “Не ври, по крайней мере, я понимаю некоторые слова по-испански”.

6

Однажды Юра, русский студент, всегда пребывавший в подавленном состоянии, на уроке анатомии  заметил у трупа старой женшины  на бедре татуировку в виде сердца и слова: “Сережа, я люблю тебя, люблю”. С тех пор Юра стал более задумчивым, более угрюмым и бормотал, что жить очень грустно. Поймите, - говорил он, - жизнь ничто, все кончается. Та женщина любила, и вот она здесь, обнаженная под нашими ножами.

7

 Мы изучали анатомию по книге Привеса. Михаил Григорьевич Привес был анатомом Ленинградского медицинского института им. И. П. Павлова, и его учебники  использовались во всех медицинских вузах СССР. Он входил в группу ученых, занимавшихся исследованием изменений в сердечно-сосудистой системе во время космических полетов.

8

Анатомический музей имел два этажа. В нем хранились экспонаты, препараты вформалине и кости  всех частей человеческого тела. Была галерея портретов  самых выдающихся врачами в истории анатомии. В музее также  такжебыли  коллекции эмбриологии, антропологии и рентгеновские пластины, связанные с анатомией.

Искренко руководила работой  с анатомическими препаратами среди студентов и отбирала лучшие зкзамплары, чтобы оставить их на витринах. Я ходил в музей почтительно и молча, как в храм.

9

 В своей библиотеке и нашел только брошюру Крылова по миологии. У меня было несколько таких книжечек, которые имеют для меня большую сентиментальную ценность, но я терял их от переезда к переезду.

10

Много лет спустя я вернулся в Москву и посетил медицинский факультет. Зошел в  один кабинет где у нас проводились занятия. Здесь все было как и прежде, преподователя окружала  окружила группа молодых людей в белых халатах и шапочках. На мраморном столе лежал труп, освещенный большой потолочной лампой. На полке стояло несколько атласов и книга. Я не уточнил, было ли это руководство Привеса . Сейчас на русский язык переведены многие иностранные произведения, такие как  “Анатомия и физиология” Фаллера.

Спросив разрешения и обратился к студентам с несколькими словами. Спомнил  что давным-давно в этом кабинете  я  изучал анатомию с тем же чувством, что и они сейчас, с чувством, которое теперь трансформировалось в благодарность и ностальгию. Они слушали меня с большим уважением  и  с удовольвием  сделали Фотографию.

11

Многие поэты и философы писали об анатомии как о науке и искусстве. В следующих строках я приведу несколько цитат.

12

Теперь у меня чтение ассоциируется с анатомией. Немецкий врач и поэт Готфрид Бенн, проведя 200 вскрытий, превратил свой анатомический опыт в поэтическое произведение. Его первая книга “Морг и другие стихи” (1912) порывает с эстетическими схемами того времени. Его поэтическое произведение имеет дело со смертью.

13

 “Тот, кто не тронут человеческой болью, не имеет чувств. Кто не философствует перед трупом, у того нет понимания”. Эта фраза из Летаменди*, кажется, отмечает творчество многих поэтов.

*Хосе де Летаменди (1828-1897), испанский врач.

14

Хосе Антонио Рамос Сукре* в своем ослепительном стихотворении “Хирург” напоминает нам о жизненной функции тех, у кого больше нет жизненных признаков:

“Я изучал анатомию под руководством Везалия и направлялся туда, чтобы убрать трупы дворняг. Учитель настаивал на уроках опыта и не давал мне писать диссертации и аргументы на латыни”.

“Один из противников неизвестного происхождения погиб на дуэли. Ни в одной приходской книге не записано ни его рождения, ни его имени”.

“Он был помещен в камеру в склепе, и я пометил его для более поздних целей как ученый”.

“Никто не мог попросить плачевные реликвии, чтобы с любовью похоронить их. Я не выхожу из недоумения, когда вспоминаю об обнаружении двух скелетов вместо растерзанного тела”.

* Хосе Антонио Рамос Сукре: Венесуэльский поэт (1890-1930), авангардист и предсюрреалист.

15

В начале XIX века в России высокий представитель Министерства просвещения потребовал отказаться от изучения анатомии на трупах, “потому что мерзко и противно Богу употреблять человека, созданного по образу и подобию Создателя, как анатомический препарат”.

В Казанском университете препараты по этому случаю помещали в специальный гроб и хоронили на кладбище с соблюдением всех необходимых похоронных обрядов (Вагнер, Раздумья о врачебном долгею 1986).

Запрет на использование человеческих трупов для анатомических практик сохранялся до эпохи Возрождения, так как считался оскорблением человеческого достоинства.

16

Карл Рокитанский* написал молитву для студента-медика, чтобы он всегда помнил о состоянии существа, которое теперь служит всем после смерти:

 

[Карл Рокитанский]

МОЛИТВА ТРУПУ (фрагмент)

Работая  твердым скальпелем

над неизвестным трупом,

помните, что это тело родилось от любви двух душ;

помазаннх верой и надеждой,

той, что приютила его на своей груди;

Он  также улыбался и видел одни и те же сны детей и молодых людей.

* Карл Рокитанский: Австрийский врач и философ (1804-1878).

17

 В морге мы думаем о жизни человека, который сейчас является трупом, лежащим под скальпелем; но мы также медитируем сами по себе и задаемся вопросом о смысле существования и о противоречивых чувствах, которые всегда сопровождают нас. Любовь всегда присутствует, как в известном стихотворении Фернандо Р. Сестероса*:

 

ЛИРИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ (фрагмент)

 

Мы пришли в грустный и мрачный зал,

мы открываем алые шкафы,

и мы все пошли, по холодному мрамору,

мы ставим различные серебряные инструменты.

 

И принесли мертвую, переполненную

юности, прекрасной и лучезарной,

 как Венера, ослепительную

и нежную, как лепесток розы.

 

На толстом стекле светлом и твердом,

она лежала как холодная статуя;

профессор позвал нас, и по его заклинанию,

урок начался с анатомии.

* Фернандо Р. Сестерос: Поэт-модернист (1868-1945).

18

Знаменитый и широко прославленный испанский поэт Хосе Йерро пишет стихотворение, которое может легко отсылать нас к томографическому исследованию или ангиографии, или, возможно, к виртопсии, той форме вскрытия трупа с использованием передовых радиологических методов, которая позволяет изучать труп, не вскрывая его:

Времена меняются, Рембрандт. Не нужно

ломать голову: не буйствуй.

Взять живого человека, которому без предупреждения

в вены вводят пигмент.

Контраст ни быстрый, ни неохотный,

достигает окраин мысли.

19

 Однажды путешествуя по Европе в Гааге  мне посчастливалось посетиь  музей Маурицхейсе и увидеть картину Рембрандта “Урок анатомии доктора Тюльпа”.



No hay comentarios:

Publicar un comentario